На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.
30.05.2007
«Белкомур» меняет направление
Перспективы построения железнодорожной магистрали «Белкомур», которая соединит Пермский край, Сыктывкар и Архангельск, становятся все реальнее. Связано это с тем, что параметры магистрали претерпели существенные изменения. Запланировано, что южный участок дороги будет выходить не на станцию Григорьевская, как предполагалось, а на Соликамск. В то же время конечной точкой на севере станет Мурманск, в отличие от Архангельска обладающий незамерзающим портом.
Строительство ветки от Соликамска позволит решить сразу несколько серьезных проблем. Во-первых, это поможет значительно увеличить пропускную способность железной дороги в Березниковско-Соликамском узле. Каждый год предприятия этого региона сталкиваются с трудностями вывоза своей продукции. Существующие пути рассчитаны на транспортировку около 4,2 млн тонн грузов в год, а за 2006 год одно лишь ОАО «Сильвинит» перевезло 5,2 млн тонн.
Во-вторых, значительно снижается нагрузка на Пермский железнодорожный узел. Миллионы тонн грузов, в том числе и весьма опасных, пойдут в обход краевой столицы и разгрузят этот участок Транссибирской магистрали, также имеющий проблемы с пропускной способностью.
В-третьих, новая железная дорога по сравнению со своим первоначальным вариантом будет самым коротким маршрутом для доставки грузов в порты Архангельска и Мурманска, а в перспективе и в финские порты Кеми и Оулу. Транспортные издержки в структуре цены продукции будут намного ниже, соответственно, увеличится конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.
Возможно, что под давлением этих аргументов и было принято решение об изменении направления дороги. Результатом изменения маршрута магистрали сразу же стала заинтересованность представителей крупного бизнеса в соинвестировании проекта. На данный момент основным источником финансирования считаются федеральные средства. В октябре 2007 года в инвестиционный фонд РФ будет внесена заявка на финансирование строительства «Белкомура». Этот документ представит управляющая компания, созданная частными структурами и администрациями Пермского края, Архангельской области и Республики Коми.
Если учесть, что стоимость проекта «Белкомур» оценивалась в 90–100 млрд. рублей, то за счет сокращения длины магистрали объект потребует значительно меньших средств. А если на условиях соинвестирования привлечь еще и деньги крупных предприятий, заинтересованных в строительстве дороги, то окончательная стоимость проекта может уменьшиться наполовину.
О важности строительства магистрали для экономики нескольких российских регионов говорилось немало. Для Пермского края это, в первую очередь, возможность поднять экономику Коми-Пермяцкого округа, до сих пор не имеющего полноценного железнодорожного сообщения. Округ, обладающий огромными природными ресурсами, из-за отсутствия нормальной транспортной инфраструктуры не может использовать свой потенциал, не может привлечь инвесторов для создания мощного лесоперерабатывающего комплекса. Уровень жизни в Кудымкаре, не говоря уже о районных центрах, оставляет желать лучшего, особенно на фоне стремительно прогрессирующей Перми.
Уже само строительство железной дороги приведет к созданию большого количества рабочих мест и оживлению экономики округа. А после введения магистрали в эксплуатацию придут и инвестиции в строительство заводов по обработке и глубокой переработке, например, древесины.
Очень хотелось бы, чтобы этот проект не стал жертвой бюрократических согласований (такие опасения уже высказывались чиновниками различного уровня), а превратился в реальную и эффективно действующую железную дорогу, помогающую регионам достигать поставленных целей в экономической и социальной политике.
Изменение конечных пунктов «Белкомура» свидетельствует о том, что первоначальный вариант магистрали был достаточно «сырым» и не имел должного технико-экономического обоснования. Это было главным фактором, мешающим принять решение о государственном финансировании проекта, а также привлечь частных инвесторов для участия в строительстве дороги.
Не исключено, кстати, что, определившись с конечными точками «Белкомура», авторы проекта и специалисты РАО «РЖД» не будут изменять и промежуточные направления движения. По мнению одного из наших собеседников, занимавшегося еще во времена СССР изучением вопросов освоения лесных массивов на границе Пермской области и Коми АССР, стоимость строительства можно значительно снизить за счет соединения с уже существующей веткой, проходящей по Кировской области. Поэтому главное в реализации проекта – просчитать экономическую эффективность, максимально снизить затраты и учесть интересы всех регионов-участников.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.