Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
23.11.2006
ДОРОГА К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ
Участники Всероссийской студенческой конференции по присоединению России к Болонскому процессу заявили, что не хотят учиться на бакалавров, не признают непрерывного образования, не знают, что такое образовательные кредиты, и не могут учиться за рубежом. И это на фоне того, что уже в 2010 году Россия присоединится к Болонскому процессу.
16 ноября студенты российских вузов собрались на конференцию по проблемам своего участия в Болонском процессе. Слушания показали, что их готовность приобщиться к ценностям еврообразования близка к нулевой.
Уже предварительное изучение реализации российскими вузами образовательных «европроектов» 2005 года подтвердило, что результаты неутешительны: большая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу и не располагает информацией о нем.
Сопротивление вузов, заявил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, вызвано как объективными, так и субъективными причинами. С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализации и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе – профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой, отметил он, в вузах идет «сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса – открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе». Результаты мониторинга ГУ-ВШЭ свидетельствуют, что лишь 50-60% российских вузов вывешивают свои учебные планы на интернет-сайтах, а финансовые документы и программы отдельных курсов – менее 20-30%. «Это – нездоровое явление, которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой», – считает ректор ГУ-ВШЭ.
Препятствуют одному из главных преимуществ участников Болонского процесса – мобильности студентов – и чрезмерно жесткие учебные планы вузов.
Студентам, решившим поучиться пару семестров в европейском вузе, приходится брать академический отпуск, а то и отчисляться из «родного», а по возвращении сдавать все пропущенные предметы: сданные за рубежом ему не зачтут. Мешает мобильности наших студентов и незнание иностранных языков. Те, кто не имеет на это средств (а их около 50%), практически отсекаются от возможности учиться в Европе.
Впрочем, российские студенты и по другим параметрам не готовы влиться в ряды участников Болонского процесса.
Большинство из них, подтвердили результаты опросов, просто не знают, что это такое.
Так, о двухуровневом образовании по схеме «бакалавр – магистр» не слышали 20% опрошенных, об академической мобильности и участии студентов в управлении вузами – 50%, о кредитных единицах – более 90% респондентов.
Те же, кто представляет себе основные принципы еврообразования, не видят в них ничего хорошего.
Так, лишь около 5% российских студентов хотели бы получить степень бакалавра. Подавляющее большинство по-прежнему хочет учиться 5 лет и окончить вуз с квалификацией специалиста, а еще 36% хотят получить степень магистра.
Западная схема непрерывного образования (выучился на бакалавра – поработал – доучился на магистра – поработал – получил МВА – поработал и т.д.) не подходит для российских реалий: в ситуации общей нестабильности очень опасно остаться недоделанным бакалавром: такого просто не возьмут на работу.
Что касается системы образовательных кредитов (зачетных единиц), то российские студенты явно не рвутся набирать их, а если и берут, то не те, что нужнее для будущей специальности, а те, что легче сдать (около 50%). Причем положительно относятся к этой идее только студенты с высокой успеваемостью. «Возникает большой вопрос, насколько российские студенты готовы самостоятельно выбирать себе программу обучения и способны ли они сделать разумный, обоснованный выбор»,– констатировали авторы исследования ГУ-ВШЭ.
Не стремятся российские студенты и к самоуправлению. В отличие от западных сверстников, они предпочитают роль ведомых, показали исследования.
Единственное, что наши студенты оценили из всего болонского набора, – возможность уехать учиться за границу: это хоть сейчас готовы сделать 72% респондентов, правда, только в случае если за поездку заплатит кто-то другой (госбюджет, фирма, принимающая сторона). И так, чтобы не очень надрываться на учебной ниве. «Эдакая турпоездка за чужой счет»,– подвели итог авторы исследования.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.