Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



30.09.2006
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР


Помимо прямого повышения заработной платы (что должно происходить обязательно, потому что базовая зарплата очень маленькая) должны быть и другие направления повышения уровня жизни работников образования, – так считают те люди, чья работа – способствовать повышению уровня жизни наших учителей. Наш сегодняшний разговор – с руководителем профсоюза работников образования Зоей Ивановной Галайда.

БОРЬБА ЗА ЗАРПЛАТУ

Государственные органы пытаются приучить общественность к мысли, что панацеей от низкой платы в системе образования является введение новых систем оплаты труда. Но человеку, который разбирается в этих вопросах, понятно, что сама по себе новая система панацеей не является. Она может явиться средством повышения уровня жизни только в том случае, если будет подкреплена существенным увеличением фонда оплаты труда, уверена Зоя Ивановна:

– Только в этом случае можно говорить о развитии творчества, поддержке молодых специалистов и тех, кто хорошо работает, и, других заявленных на федеральном уровне целях. Если же мы останемся в рамках этого же самого фонда, то тогда нужно будет сократить одних, чтобы платить больше другим. Но и нагрузка на оставшихся работников увеличится. Такой метод применен в опыте Тюменской области, который сейчас широко рекламируется.

Но мы как профсоюз – против бездумного введения новых систем оплаты труда. Наш представитель участвует в региональной комиссии, которая занимается разработкой подобного законопроекта. Конечно, есть моменты, которые следует поменять. Например, сделать больше разрыв между категориями. Иначе нет смысла учителю прилагать много сил, чтобы добиться повышения разряда в единой тарифной сетке, потому что разница в оплате небольшая. Таким образом, нет стимула, чтобы достигать более высокого уровня.

Систему оплаты надо совершенствовать, но при этом необходимо увеличить фонд оплаты труда. Пока этого нет, я считаю, что должны быть решения о прямом увеличении заработной платы.

– В этом году повышение зарплаты бюджетников все же произошло…

– Когда принимали бюджет 2006 года, профсоюзу удалось договориться с депутатами об увеличении зар­платы на 37,5%, и даже эта цифра была заложена в первоначальный проект бюджета. Но потом произошло нечто странное: решение было «переиграно», и повышение состоялось на сегодняшний день только на 20% – так, как было предложено федеральным бюджетом – без региональных надбавок. Это было очень неприятно, тут же возникли вопросы: почему сначала денег хватало, а потом их не стало? Однако в ходе борьбы планка повышения все-таки была поднята до 28%. Повышение прошло в три этапа, причем опережая повышение на федеральном уровне. Однако в нескольких регионах России повышение состоялось на 38%. А в Екатеринбурге увеличение зарплаты составило 50%.

– Почему стал возможен такой разнобой? Ведь и пермский и екатеринбургский учитель выполняют одну и ту же работу. И стандарт образования для всей территории страны един…

– 122-й ФЗ отменил все федеральные гарантии оплаты труда в бюджетной сфере, отдав все «на откуп» территориальным властям. И если раньше у нас была запись о том, что «учитель должен получать заработную плату не меньше работников промышленности», и именно на основании этой записи проф­союз вел диалог с властью, то сейчас это невозможно. Но наш профсоюз на федеральном уровне добивается того, чтобы были минимальные стандарты в оплате труда, утвержденные государственным законом. И тогда ни в одном из районов ни один глава не сможет устанавливать свои планки.

ГРАНИ НАЦПРОЕКТА

Но помимо вопроса заработной платы есть еще один приоритетный вопрос. Сейчас российское образование переходит на нормативное (подушевое) финансирование. Сказать, что нормативное финансирование несет в себе один негатив, было бы неверно. Однако в профсоюзе обращают внимание на то, что утвержденный норматив финансирования далек о т реальной стоимости образовательных услуг. А стоимость может быть разная, в зависимости от того, где находится школа, и какие специалисты там работают. Так как такого точного расчета пока нет, должны быть дополнительные программы на пожарную безопасность, доплаты классным руководителям и другие.

– Если говорить об очень своевременной программе о доплатах классным руководителям, которые сейчас прошли в рамках нацпроекта «Образование», то стоит отметить, что не последнюю роль в ее реализации сыграл именно профсоюз, – продолжает Зоя Ивановна. Например, изначально предполагалось, что выплаты поступят только тем учителям, которые имеют определенное количество учеников. Профсоюз предложил платить каждому классному руководителю, уменьшая выплаты в том случае, если наполняемость класса меньше, чем должна быть по норме. Сейчас мы добиваемся увеличения выплат для тех, у кого эта наполняемость выше нормы.

Кроме того, в проекте были учтены не все типы образовательных учреждений, где есть классные руководители. Например, за бортом законопроекта остались коррекционные школы. Сейчас принято решение правительства, и учителям, исполняющим функции классного руководителя, будет сделан перерасчет. Буквально на этой неделе мы направили в Москву сведения о тех, кто не получил такие надбавки.

Должны быть проекты, решающие кадровые вопросы. Еще три года назад мы вышли к краевым властям с инициативой законопроекта, касающегося санаторно-курортного лечения учителей. Дело в том, что три года назад работники образования лишились возможности получения льготных путевок. Мы предлагаем кардинально решить этот вопрос: в бюджет региона закладывать средства на санаторно-курортное

оздоровление работников обра­зования. Кстати, по этому пути пошли многие регионы России. В августе разработанный нами законопроект выносился на рассмотрение Законодательного собрания, и областные депутаты проголосовали «за». Но депутаты от Коми-округа, видимо, не сориентировались, и не проголосовали. Однако в сентябре этот законопроект вновь на повестке, и есть надежда, что он будет принят.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

– Вы чувствуете, что с началом функционирования национального проекта «Образование» интересы профсоюзов стали совпадать с политикой, проводимой государством?

– Мы видим и чувствуем, что внимание со стороны государства усилено. Причиной этого, скорее всего, является то, что Россия выходит на новый уровень: например, в числе передовых государств мира нашей страной подписаны Болонские документы, а на саммите «Большой восьмерки», который прошел в Санкт-Петербурге, была принята международная декларация образования, основными разработчиками которой являлись российские эксперты.

Все эти процессы означают, что качество российского образования должно неуклонно повышаться. Хотя Россия всегда отличалась высоким качеством образования, современный европейский уровень предъявляет свои требования.

Кто обеспечивает высокий уровень качества образования? В первую очередь, конечно, родители, которые воспитывают ребенка и закладывают основы. Но все же готовность жить в развитом обществе обеспечивает школа. И даже не просто школа, а конкретный учитель. Вот именно поэтому проблема учительских кадров для нас на сегодняшний день выходит на первый план.

Пока в школе работают энтузиасты, люди, которые являются педагогами по призванию, и которые за небольшие, если не сказать – крохотные, деньги выполняют колоссальную работу.

С другой стороны, получается и так, что мы, начиная с вуза, формируем не очень высокое качество потенциальных педагогических кадров: обратите внимание, в педагогические вузы зачастую идут те абитуриенты, которые не смогли поступить на экономический, юридический и другие так называемые престижные факультеты. Другими словами – те, которые не смогли никуда поступить. Для того чтобы у нас было «столпотворение наилучших» на педагогических факультетах, нужно создать те условия, которые бы привлекали. Прежде всего, соответствующая оплата труда и обустройство рабочего места. Учитель должен работать в привлекательном, современном учреждении.

В прошлом году мы опре­делили такую задачу для профсоюза: все, что в наших возможностях, мы должны сделать для улучшения жизни учителей.

Также на одном из первых мест стоят вопросы возможности повышения квалификации педагогов. Сегодня существует сеть учреждений повышения квалификации учителей, но нет денег на дорогу, чтобы поехать, например, в Москву на интересный семинар. То есть, выбор есть, но осуществить этот выбор возможности нет.

Мы боремся за то, чтобы все наши учреждения образования, помимо технического оснащения и материальной базы, были оборудованы современной компьютерной техникой, которая должна постоянно обновляться. Например, в 1996 году Пермская область стояла на первом месте в стране по компьютерному оснащению школ. Но компьютерная техника очень быстро устаревает, и учитель должен успевать за этими изменениями. Естественно, не имея в руках соответствующих инструментов, поспеть за прогрессом он не сможет. Также учитель должен своевременно получать компьютерное образование, чтобы та техника, которая есть в школе, была не просто украшением, а активно использовалась на уроках как средство обучения.


Беседовала Наталья Хакимова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.