Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
27.07.2006
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
100 баллов за ЕГЭ. Звучит абсолютно нереально, учитывая, что Министерство образования и науки РФ, школьные учителя, да и сами ученики свидетельствуют: год от года задания Единого государственного экзамена усложняются. Не перестаёт удивлять тот факт, что каждый раз находятся выпускники, отвечающие образовательным требованиям страны на сто процентов. И совсем уж удивительно узнавать, что такие ребята учатся не в элитных лицеях-гимназиях, а в обычных школах. Тому пример – Дарья Ватлецова, выпускница общеобразовательной школы №149, вошедшая в четвёрку «стобалльников» по русскому языку в городе. Дашин успех стал поводом для разговора с директором учебного заведения – Ириной Викторовной Груздевой. Разговора о формировании сильных учеников, о ЕГЭ и о сути школьного образования в целом.
Школе №149 «всего» 15 лет. Она возникла на территории бывшего детсада и начиналась с одного учителя и класса из двенадцати учеников. Это было время перестройки, когда казалось, что всё преодолимо, и все мы желали лучшего нашей стране. За 15 лет все выросли – и педагоги, и сама школа, которая обзавелась дополнительными корпусами и увеличила количество классов. Появились многообразные возможности для детского творчества: театральная студия, КВН, секция баскетбола, бальные танцы. И 16 мая текущего года 149-я школа приобрела статус гимназии. Сейчас это учебное заведение с удивительно дружным коллективом, со своими победами и регалиями. Школа – неоднократный победитель конкурса социальных проектов районного, городского и областного уровня. Кроме того, недавно школа была удостоена «Общественной награды в области добровольчества», которой из 4000 претендентов было награждено всего 20 номинантов.
– Ирина Викторовна, достижения, подобные тем, что показала ваша Даша, сразу же вызывают вопросы: как девочка училась на протяжении школьных лет? Активно ли проявляла себя в школьной деятельности?
– Самое главное, что Даша учится у нас с первого класса. В учёбе она всегда была отличницей. Хотя почему «была»? Несмотря на то, что Даша окончила школу, мы всё равно считаем её нашей, «родной» ученицей. Если оставить в стороне учёбу, то нет такого мероприятия, в котором она не принимала бы участия: начиная от КВН, заканчивая всеми конференциями, которые проходили в школе. Была и ведущей, и, что важно, организатором многих школьных концертов и праздников. Думаю, можно только удивляться тому, сколько в одном человеке может сосуществовать творчества, энтузиазма, красоты и интеллекта!
– Всё это свидетельствует о том, что победа на ЕГЭ явилась естественным завершением школьной жизни?
– Именно! Всей своей жизнью человек доказывал, что это возможно: одновременно учиться, заниматься общественной жизнью и подходить ко всему этому творчески. Когда городской комитет стал награждать медалистов, меня спросили: «В какую номинацию вы можете отнести Дашу?» Там были «лирики», «физики» и просто люди творчества. Мне в этой ситуации было очень сложно сделать выбор: девочка подходила под все критерии. В итоге мы решили выбрать всеобъемлющую, на наш взгляд, категорию и определили Дарью как творческую личность. Вот почему мне кажется, что 100 баллов по русскому языку – это не исключение, а та закономерность, которая завершила её обучение в школе.
– А что вы можете сказать о чисто практической слагаемой большого результата? Занималась ли Даша с репетиторами, или дело в уникальной школьной методике преподавания?
– Вы знаете, мне кажется, что любая победа – это заслуга трёх сторон. Во-первых, это родители, чья поддержка неоценима, сам ребёнок и конечно школа. Несмотря на то, что я директор и должна хвалить педагогический состав школы, не буду говорить, что у Даши были самые лучшие преподаватели. Скажу так: педагоги, которые работали с этим классом – лучшие педагоги обычной хорошей школы. Что касается русского языка, я не могу выделить одного учителя и сказать, что Дашина подготовка – его заслуга. Я бы выделила двух: до десятого класса с ней работала замечательный педагог Нина Геннадьевна Яковлева, а в одиннадцатом классе – Ирина Васильевна Виниченко, которая по счастливому совпадению училась у Нины Геннадьевны и переняла её методические приёмы и приоритеты. А что касается платных занятий, на выпускном я спросила у её мамы: «Скажите честно, Даша занималась с репетиторами?» Ответ был отрицательным.
– Как, по-вашему, ЕГЭ влияет на «среднестатистического» школьника?
– Здесь, как у любой медали, есть две стороны: положительная и отрицательная. Безусловно, хорошо, что большинству детей не нужно сдавать экзамены «по второму кругу». Кроме того, ЕГЭ выявляет публичный рейтинг школ: как бы школа ни заявляла о себе, какой бы ни носила статус, результат налицо. К числу минусов я бы отнесла большую нагрузку: в одиннадцатом классе детям приходится осваивать годовой курс и параллельно усиленно готовиться к ЕГЭ и к поступлению, если в качестве вступительных экзаменов результаты ЕГЭ не засчитываются.
– Плюс ко всему ЕГЭ можно сдать лишь один раз: тут уж или пан – или пропал…
– Конечно. Но я вижу плюс в том, что у общеобразовательных школ есть возможность выпускать и тех детей, которые набрали очень мало баллов на ЕГЭ, выдавая им аттестат, а не справку. Потому что не всем дано учиться хорошо. Нашему государству нужны люди, выполняющие и рабочие профессии тоже. Как говорится: одному Шекспира читать, другому – поле пахать.
– Даша Ватлецова – первая, кто получил в школе №149 сто баллов на ЕГЭ?
– До неё «стобалльников» не было, хотя медалистов школа выпускает каждый год. Правда, в этом году у нас только одна золотая медаль. Дело в том, что школа очень маленькая: в одиннадцатой параллели 2006 года был всего один класс. Но не в количестве дело. Так, наши дети очень много работают с домами ветеранов: ходят по ним с концертами, берут интервью. Потому что для ветеранов, наверное, самое главное – не концерты, а общение, интерес к ним. По результатам подобных встреч мы совместно с комитетом социальной защиты населения и администрацией Дзержинского района выпускаем сборники творческих работ. Школа контактирует и с детским реабилитационным центром. Я считаю, что это – следующий этап социальной адаптации детей. Ведь одно дело – общаться с пожилым поколением, другое дело – со сверстниками, которые в чём-то ущемлены. И учиться принимать жизнь такой, какая она есть.
– С проблемами какого плана чаще всего сталкивается школа № 149?
– У каждой школы есть проблемы. Другое дело, что мы считаем свои проблемы преодолимыми. К примеру, у нас учатся дети из разных семей: более и менее благополучных. Мы этого не скрываем и не боимся, считая, что ребёнок необязательно должен быть успешен в учёбе. Самое главное – дать ему почувствовать себя успешным ещё в какой-то деятельности, в тех же социальных проектах. Ведь зачастую из школьной жизни мы выносим не столько знания, сколько опыт общения с интересными людьми. Неслучайно девиз нашей школы: «От успеха в школе – к успеху в жизни!»
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.