Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
27.07.2006
ТАЛАНТ К МАТЕМАТИКЕ
Много споров в этом году вызвал тест Единого государственного экзамена по математике. Тем интереснее было услышать мнение по этому поводу Александра Алексеевича Корзнякова, математика по специальности и директора хорошо известной физико-математической школы № 146, которая из года в год готовит выпускников, показывающих на ЕГЭ самые высокие результаты. В этом году из семи выпускников, получивших по математике максимальную оценку – 100 баллов, трое – ученики школы № 146. Также в «активе» школы в этом году – сто баллов по физике. Парадокс, но школа не ставит себе целью «натаскивать» ребят на ЕГЭ, более того, педагоги принципиально против такого подхода.
-Совершенно бесспорно, что посредством ЕГЭ невозможно отделить талант от неталанта. Но при этом единый экзамен, во-первых, достаточно объективная вещь а, во-вторых, существующая сегодня в России по сути четырехбальная оценка знаний не совсем корректна: то, что в одной школе оценивается на «пять» при переходе в другую станет «тройкой», и наоборот. Вот поэтому, я считаю, оценивать качество знаний учащихся по стобалльной системе – более объективно. К плюсам я также добавил бы то, что обращая внимание на ежегодные результаты ЕГЭ, общество начинает задумываться о том, что рисуемая некоторыми официальными лицами благостная картинка под названием «российское образование» не соответствует действительности. Сегодня качество образования реально падает, и этому есть множество объяснений, главные из которых лежат в социальной сфере. Самый банальный пример: зарплаты учителей все время растут, но инфляция не отстает.
Если сравнивать сегодняшнюю эпоху с 90-ми годами, когда, наверное, в материальном плане было еще хуже, можно отметить, что тогда все были воодушевлены какой-то надеждой, верой в будущее, да и мы сами были молодыми. Всплеск 90-х был связан еще и с тем, что наконец-то в образование пришла некоторая свобода: пошли всевозможные эксперименты. Сейчас мы опять потихонечку возвращаемся в жесткие рамки; та вариативность образовательных методик, которая была позволена прежде, сходит на нет.
Я бы не сказал, что выпускники, которые получили на Едином госэкзамене сто баллов – это наши лучшие выпускники. Безусловно, это очень талантливые ребята, но согласитесь, здесь есть элемент случайности. В нашей школе есть ряд выпускников, которые набрали по 98 баллов. От одного из «стобалльников» я никак не ожидал максимального результата, так как ученик он достаточно рассеянный. Но человек смог собраться и полностью сконцентрироваться – это, безусловно, порадовало.
И наоборот, были и такие, от которых ожидали высшего результата, а они набрали по 95 баллов. Но я не могу такую разницу в баллах назвать существенной.
Потом, в классе, из которого «вышли» два наших стобалльника, средний бал по математике – 92. Другими словами, все ребята – очень сильные.
Однако в нашей школе мы ни в коем случае не «натаскиваем» специально ребят на ЕГЭ. То, что такой подход ошибочен, ярче всего демонстрируют сами результаты ЭГЭ: в этом году «в проигрыше» оказались именно те школы, которые «натаскивали» детей на экзамен. В результате стоило несколько видоизменить задание по сравнению с прошлыми годами, как средний уровень сразу упал. Это говорит о том, что не большинство, но во всяком случае значительное число школ настроилось исключительно на подготовку к единому экзамену, чего делать не стоит: это никому ни школе, ни ученикам не приносит пользы.
Математический тест этого года действительно был необычен, к тому же методы оценивания теста оказались неожиданными. Ребята, которые не выполнили сложную программу, сумели получить высокие баллы за счет грамотного выполнения простых заданий; те, кто по каким-либо причинам некорректно оформили или ошиблись в простом материале, но сделали «чисто» сложную программу получили результаты ниже тех, что заслуживали.
– Может это и к лучшему, если каждый год ЕГЭ будет приносить какие-то сюрпризы и задания будут отличаться от прошлогодних?
– Авторам тестов просто не удастся это сделать, даже если поставить такую задачу: круг тем, которые входят в школьную программу, достаточно узок и простор для вариаций здесь небольшой. Вариативности можно добиться только за счет повышения уровня сложности, но тогда просто большинство ребят с этими заданиями не справятся.
В любом случае, когда экзамен проводится в тестовой форме, стремящиеся к высокому результату волей-неволей будут переходить на натаскивание, а не на раскрытие внутренних закономерностей. Поэтому закономерен такой большой спрос на репетиторов, которые готовят к ЕГЭ.
Тестовые задания по математике еще можно представить, но как говорить о тестах по истории или литературе? Да, они есть, но ни в коей мере не могут выявить, понимает или нет выпускник гуманитарный материал. Можно сделать фактологические тесты на знание тестов, запоминание дат – но не более.
– ЕГЭ – это уже реальность российской действительности или еще есть пути к отступлению?
– Я не уверен на сто процентов в том, что ЕГЭ в России закрепится по всем предметам – слишком много у единого экзамена ярых противников. В некоторых местах его просто нельзя вводить: в консерваторию, высшие художественные учреждения – как на основе теста найти талантливого композитора или художника? И нисколько от них не отличается мехмат Московского государственного университета. Также как и к музыке, к математике нужно иметь талант. Поэтому принимать на мехмат МГУ по результатам теста единого государственного экзамена – это глупо.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.