Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
27.07.2006
БОЛЬШАЯ «ЧЕТВЕРКА»
ЕГЭ, критерии отбора победителей нацпроекта «Образование», другие официальные отчеты – сегодня именно их принято считать основными показателями достижений нашей системы общего образования. Но то, что написано в сухих официальных отчетах, далеко не всегда отражает реальную жизнь школы, то, с чем каждый день приходится сталкиваться «рядовым» участникам образовательного процесса – ученикам, родителям, учителям, директорам школ. Особенно если школа сама относится к «рядовым»: не обладает никаким исключительным статусом. Но зачастую, когда переступишь порог такой школы, понимаешь, что тут есть на что посмотреть и чему поучиться. Наш сегодняшний «гость» – вполне типичная на первый взгляд школа № 4, которая уютно расположилась в Дзержинском районе.
Сразу оговоримся, что коллектив четвертой школы не участвовал в конкурсе нацпроекта «Образование». Во-первых, в феврале, когда нужно было подавать заявку на участие, у школы еще не была продлена лицензия – она появилась в апреле, а во-вторых, судя по показателям, которые требовались от школы для победы, здесь усомнились в возможности конкуренции с «элитными школами».
Это не гимназия, не «элитная» школа – это, как принято говорить, обычная общеобразовательная школа. Но она, несмотря на свою «обычность», выглядит как картинка.
В преддверии выпускного за круглым столом собрались самые неравнодушные люди: директор школы Галина Николаевна Козловских, председатель совета школы Галина Александровна Быкович (кстати, оформившая школьный устав) вместе с сыном, выпускником Александром; выпускница, а ныне учитель истории школы Надежда Ивановна Ипатова – тоже с сыном, будущим одиннадцатиклассником этой же школы Павлом. Такая школьная династия.
Н.И: Я окончила в 83‑м году и после некоторого перерыва пришла работать в свою родную школу. И именно сюда привела своего сына. Есть еще 4‑летний малыш, и думается, что он поступит именно сюда. Конечно, за это время школа очень сильно изменилась и внешне, и внутренне, и люди, которые здесь работают под руководством моей бывшей классной руководительницы, – все изменилось. У нас маленькая школа, очень уютная. Ребята практически все знают друг друга: например, все малыши знают старшеклассников.
– Как вы, прежде всего как педагог, относитесь к разговорам о том, что нынешнее поколение заметно отстает от вашего, в головы которого советская система образования прочно «вбивала» определенный набор знаний?
Н.И.: Все зависит от тех людей, которые работают в школе: если человек сам увлечен своим предметом, то он и научит. И дети во все времена бывают разные: и в наше время были те, кто ничем не интересовался. Совсем недавно у нас прошел итоговый педсовет, где мы обсуждали все события, которые произошли у нас за год. Отмечу очень неплохие результаты: наши ребята занимали призовые места на олимпиадах и по информатике, и по математике, по истории и другим предметам; участвовали в научно-практических конференциях.
Г.Б.: К тому же если вы не читали, например, «Войну и мир» вам что угодно вбей – вы все равно запомните пару фактов.
Г.К.: История, конечно, претерпела много изменений. Но Великая Отечественная война остается Великой Отечественной. И ребята изучают ее. Саша – корреспондент ученической газеты «Планета» – серьезно изучает все гуманитарные предметы. Что касается олимпиад, то нужно учесть, что соревнуемся мы с лицеями, гимназиями и другими специализированными учреждениями. У нас же общеобразовательная школа, преподавание ведется на уровне стандарта. Но если у ребенка есть способности, а главное – интерес, то, несомненно, ему помогут раскрыться.
– Вопрос к родителям: у вас возникало желание отдать ребенка в элитную школу?
Г.Б.: Мы сюда и пришли, собственно говоря, из элитной школы, так что я уверенно могу сказать, что разница огромная. В лучшую сторону.
Дело в том, что элитные школы очень часто «вылазят» только на одном – на естественном отборе. Так, в нашей школе директор очень любил приводить один пример: одного из учеников, претендующего на золотую медаль, угораздило сломать ногу и пролежать дома три месяца. К нему учителя ходили, но догнать класс он все равно не смог. В конце учебного года его из школы отчислили. Потому что зачем он им такой? Другими словами эта школа не учила, а отбирала «самых-самых». В нашей школе, например, в начальных классах по четыре класса в параллели. А к десятому остается только пятьдесят мест. А, кстати, все пробелы в преподавании ложатся на плечи самих родителей, так как должны восполняться за счет репетиторов.
Один раз у нас получилось так, что классный руководитель была вынуждена на месяц лечь на лечение. И директор школы заявила, что родительский комитет должен присутствовать на каждом уроке нашего класса. Я увидела изнутри работу учителей и поведение детей. И оценить правомерность претензий, которые высказывали завучи в адрес наших ребят. Теперь я четко могу сказать, что негатива со стороны классов не было, а преподавание велось совсем не на том уровне, на котором бы хотелось.
– А в этой школе у вас не было желания вот так же поприсутствовать на уроках вашего сына в этой школе?
Г.Б.: Нет, не было, потому что я вижу по ребенку: все хорошо, интерес, например, к математике у него проснулся именно здесь.
Г.К.: Я считаю, что самая главная задача школы – научить всех детей. С «хорошими» детьми, конечно, работать легче. А вот из «трудного» ребенка «сделать человека» может далеко не каждый учитель. Но именно в этом состоит высшая педагогическая задача. Поэтому самая главная мысль – чем меньше школа, тем комфортнее ребенку учится. У нас 500 детей (по два класса на параллели). Я беру всех «конфликтных» детей, и они приживаются в этой школе. В этом ее главное отличие от многих других – в том, что ребенку здесь хорошо. «Двойка» – это не самое плохое. Но если он здесь чувствует себя как во втором доме – значит, мы делаем правильное дело. Мы могли бы сменить вывеску, у нас была бы вывеска «школа с углубленным изучением гуманитарных предметов», но детей всех надо учить, откуда бы они к нам ни пришли. Однако у нас есть «свое» направление – информационные технологии. У нас два шикарных кабинета – компьютерных класса, аналогичных которым нет в некоторых больших школах. На всех мероприятиях и на уроках мы используем цифровую технику и проектор.
– Одно из основных положений новой концепции российского образования – максимальное участие родителей в жизни школы, в управлении школой. Можно говорить на примере вашей школы, что этот тезис воплощается в жизнь и родители стали уделять больше времени школе по сравнению с днем вчерашним?
Г.К.: Скорее, наоборот. Например, в девяностые годы в родительском комитете состояло больше людей, родители чаще приходили в школу. Я не говорю, что сейчас родители потеряли интерес к тому, каким образом школа формирует личность их ребенка, но у подавляющего большинства на это просто нет времени: все очень заняты: мы живем в такую эпоху, когда время – это деньги. Однако мне жаловаться на родительский комитет нашей школы не приходится.
Г.Б.: Я могу добавить, что здесь есть еще один аспект: дело в том, что в силу специфики профессии не каждый родитель может взять на себя ответственность за управление школой. Например, если женщина работает диспетчером или уборщицей, то как она сможет участвовать в составлении устава школы? Тут нужны определенные профессиональные навыки, юридические знания. Но у нас, например, в совете каждый родитель имеет свой фронт работ.
Главная беда – часто управляющие советы в школах создаются только для «галочки», туда приглашаются люди, от которых требуется материальная помощь, а непосредственного участия в жизни школы они не принимают. Управление предполагает совсем иное. В конце концов, можно заплатить специалисту, которому родители делегируют свои полномочия, и уже этот человек будет возглавлять управляющий совет, станет «третьим лицом» в каких-то конфликтах между учениками, учителями и другими. Но позиция родителей должна быть выработана, согласована.
Я понимаю, о чем говорила Галина Николаевна: конечно, все заняты – и я тоже. Но я все равно я нахожу время, чтобы помочь школе, так как считаю, что это моя родительская позиция.
– Не возникало у вас желание создать попечительский совет школы, о необходимости создания которого в каждой школе тоже много говорится в последнее время на самом высоком уровне?
Г.Б.: Попечительский совет, если переводить с правового языка на обывательский, – это «шефская помощь». А оформлен он юридически или не оформлен – я не думаю, что это очень важно. Важны, прежде всего, дела. Важно, какую реальную помощь люди оказывают школе: ограду, спортивные площадки, часть ремонта организовали и сделали люди, которые не входят официально ни в какой попечительский совет, но реально являются попечителями школы. А с родителей ни на ремонт, ни на другие вещи в «добровольно-принудительном порядке» не собирается ни копейки. С другой стороны, в том, что такие попечители есть, – заслуга директора, которая занимает активную позицию и привлекает этих людей к участию.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.