Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



27.07.2006
БОЛЬШАЯ «ЧЕТВЕРКА»


ЕГЭ, критерии отбора победителей нацпроекта «Образование», другие официальные отчеты – сегодня именно их принято считать основными показателями достижений нашей системы общего образования. Но то, что написано в сухих официальных отчетах, далеко не всегда отражает реальную жизнь школы, то, с чем каждый день приходится сталкиваться «рядовым» участникам образовательного процесса – ученикам, родителям, учителям, директорам школ. Особенно если школа сама относится к «рядовым»: не обладает никаким исключительным статусом. Но зачастую, когда переступишь порог такой школы, понимаешь, что тут есть на что посмотреть и чему поучиться. Наш сегодняшний «гость» – вполне типичная на первый взгляд школа № 4, которая уютно расположилась в Дзержинском районе.

Сразу оговоримся, что коллектив четвертой школы не участвовал в конкурсе нацпроекта «Образование». Во-первых, в феврале, когда нужно было подавать заявку на участие, у школы еще не была продлена лицензия – она появилась в апреле, а во-вторых, судя по показателям, которые требовались от школы для победы, здесь усомнились в возможности конкуренции с «элитными школами».

Это не гимназия, не «элитная» школа – это, как принято говорить, обычная общеобразовательная школа. Но она, несмотря на свою «обычность», выглядит как картинка.

В преддверии выпускного за круглым столом со­брались самые неравнодушные люди: директор школы Галина Николаевна Козловских, председатель совета школы Галина Александровна Быкович (кстати, оформившая школьный устав) вместе с сыном, выпускником Александром; выпускница, а ныне учитель истории школы Надежда Ивановна Ипатова – тоже с сыном, будущим одиннадцатиклассником этой же школы Павлом. Такая школьная династия.

Н.И: Я окончила в 83‑м году и после некоторого перерыва пришла работать в свою родную школу. И именно сюда привела своего сына. Есть еще 4‑летний малыш, и думается, что он поступит именно сюда. Конечно, за это время школа очень сильно изменилась и внешне, и внутренне, и люди, которые здесь работают под руковод­ством моей бывшей классной руководительницы, – все изменилось. У нас маленькая школа, очень уютная. Ребята практически все знают друг друга: например, все малыши знают старшеклассников.

– Как вы, прежде всего как педагог, относитесь к разговорам о том, что нынешнее поколение заметно отстает от вашего, в головы которого советская система образования прочно «вбивала» определенный набор знаний?

Н.И.: Все зависит от тех людей, которые работают в школе: если человек сам увле­чен своим предметом, то он и научит. И дети во все времена бывают разные: и в наше время были те, кто ничем не интересовался. Совсем недавно у нас прошел итоговый педсовет, где мы обсуждали все события, которые произошли у нас за год. Отмечу очень неплохие результаты: наши ребята занимали призовые места на олимпиадах и по информатике, и по математике, по истории и другим предметам; участвовали в научно-практических конференциях.

Г.Б.: К тому же если вы не читали, например, «Войну и мир» вам что угодно вбей – вы все равно запомните пару фактов.

Г.К.: История, конечно, претерпела много изменений. Но Великая Отечественная война остается Великой Отечественной. И ребята изучают ее. Саша – корреспондент ученической газеты «Планета» – серьезно изучает все гуманитарные предметы. Что касается олимпиад, то нужно учесть, что соревнуемся мы с лицеями, гимназиями и другими специализированными учреждениями. У нас же общеобразовательная школа, преподавание ведется на уровне стандарта. Но если у ребенка есть способности, а главное – интерес, то, несомненно, ему помогут раскрыться.

– Вопрос к родителям: у вас возникало желание отдать ребенка в элитную школу?

Г.Б.: Мы сюда и пришли, собственно говоря, из элитной школы, так что я уверенно могу сказать, что разница огромная. В лучшую сторону.

Дело в том, что элитные школы очень часто «вылазят» только на одном – на естественном отборе. Так, в нашей школе директор очень любил приводить один пример: одного из учеников, претендующего на золотую медаль, угораздило сломать ногу и пролежать дома три месяца. К нему учителя ходили, но догнать класс он все равно не смог. В конце учебного года его из школы отчислили. Потому что зачем он им такой? Другими словами эта школа не учила, а отбирала «самых-самых». В нашей школе, например, в начальных классах по четыре класса в параллели. А к десятому остается только пятьдесят мест. А, кстати, все пробелы в преподавании ложатся на плечи самих родителей, так как должны восполняться за счет репетиторов.

Один раз у нас получилось так, что классный руководитель была вынуждена на месяц лечь на лечение. И директор школы заявила, что родительский комитет должен присутствовать на каждом уроке нашего класса. Я увидела изнутри работу учителей и поведение детей. И оценить правомерность претензий, которые высказывали завучи в адрес наших ребят. Теперь я четко могу сказать, что негатива со стороны классов не было, а преподавание велось совсем не на том уровне, на котором бы хотелось.

– А в этой школе у вас не было желания вот так же по­присутствовать на уроках вашего сына в этой школе?

Г.Б.: Нет, не было, потому что я вижу по ребенку: все хорошо, интерес, например, к математике у него проснулся именно здесь.

Г.К.: Я считаю, что самая главная задача школы – научить всех детей. С «хорошими» детьми, конечно, работать легче. А вот из «трудного» ребенка «сделать человека» может далеко не каждый учитель. Но именно в этом состоит высшая педагогическая задача. Поэтому самая главная мысль – чем меньше школа, тем комфортнее ребенку учится. У нас 500 детей (по два класса на параллели). Я беру всех «конфликтных» детей, и они приживаются в этой школе. В этом ее главное отличие от многих других – в том, что ребенку здесь хорошо. «Двойка» – это не самое плохое. Но если он здесь чувствует себя как во втором доме – значит, мы делаем правильное дело. Мы могли бы сменить вывеску, у нас была бы вывеска «школа с углубленным изучением гуманитарных предметов», но детей всех надо учить, откуда бы они к нам ни пришли. Однако у нас есть «свое» направление – информационные технологии. У нас два шикарных кабинета – компьютерных класса, аналогичных которым нет в некоторых больших школах. На всех мероприятиях и на уроках мы используем цифровую технику и проектор.

– Одно из основных положений новой концепции российского образования – максимальное участие родителей в жизни школы, в управлении школой. Можно говорить на примере вашей школы, что этот тезис воплощается в жизнь и родители стали уделять больше времени школе по сравнению с днем вчерашним?

Г.К.: Скорее, наоборот. Напри­мер, в девяностые годы в родительском комитете состояло больше людей, родители чаще приходили в школу. Я не говорю, что сейчас родители потеряли интерес к тому, каким образом школа формирует личность их ребенка, но у подавляющего большинства на это просто нет времени: все очень заняты: мы живем в такую эпоху, когда время – это деньги. Однако мне жаловаться на родительский комитет нашей школы не приходится.

Г.Б.: Я могу добавить, что здесь есть еще один аспект: дело в том, что в силу специфики профессии не каждый родитель может взять на себя ответственность за управление школой. Например, если женщина работает диспетчером или уборщицей, то как она сможет участвовать в составлении устава школы? Тут нужны определенные профессио­нальные навыки, юридические знания. Но у нас, например, в совете каждый родитель имеет свой фронт работ.

Главная беда – часто управляющие советы в школах создаются только для «галочки», туда приглашаются люди, от которых требуется материальная помощь, а непосредственного участия в жизни школы они не принимают. Управление предполагает совсем иное. В конце концов, можно заплатить специалисту, которому родители делегируют свои полномочия, и уже этот человек будет возглавлять управляющий совет, станет «третьим лицом» в каких-то конфликтах между учениками, учителями и другими. Но позиция родителей должна быть выработана, согласована.

Я понимаю, о чем говорила Галина Николаевна: конечно, все заняты – и я тоже. Но я все равно я нахожу время, чтобы помочь школе, так как считаю, что это моя родительская позиция.

– Не возникало у вас желание создать попечительский совет школы, о необходимости создания которого в каждой школе тоже много говорится в последнее время на самом высоком уровне?

Г.Б.: Попечительский совет, если переводить с правового языка на обывательский, – это «шефская помощь». А оформлен он юридически или не оформлен – я не думаю, что это очень важно. Важны, прежде всего, дела. Важно, какую реальную помощь люди оказывают школе: ограду, спортивные площадки, часть ремонта организовали и сделали люди, которые не входят официально ни в какой попечительский совет, но реально являются попечителями школы. А с родителей ни на ремонт, ни на другие вещи в «добровольно-принудительном порядке» не собирается ни копейки. С другой стороны, в том, что такие попечители есть, – заслуга директора, которая занимает активную позицию и привлекает этих людей к участию.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.