В Пермской галерее в ноябре «царствует» Андрей Безукладников, точнее, его выставка «Прозрачное время». Сам Андрей ждал эту выставку – в родной Перми – всю жизнь. Но произошло это только сейчас, когда Безукладников, состоявшийся в Москве фотограф, отошел от собственно творчества и посвятил себя организаторской деятельности – в международных масштабах. Ныне Андрей Безукладников известен как руководитель крупнейшего фотографического ресурса Photorapher.ru и автор идеи возникновения международного фотографического сообщества Nonstop photos.
«Русское искусство исторически деформировано противостоянием эстетского Петербурга и демократичной Москвы. С одной стороны – вялые ирисы русского модерна, томительная декадентская декоративность, новая академия и новая серьезность, с другой – революционный черный квадрат, радикальный эксперимент, баррикады и гвозди в ладонях. Над этой схваткой за место в истории возвышаются одинокие фигуры эстетической цельности, утверждающие истину искусства как Zeitgeist, дух времени, который реет где хочет. Дягилев стоит первым в этом ряду. От него выстраивается если не традиция, то пунктир эстетической суверенности, хорошо заметный издалека и плохо – вблизи. Самый свежий штрих в этом пунктире – Андрей Безукладников», – именно так написал художественный критик Александр Евангели в буклете, посвященном выставке «Прозрачное время».
«Его работы – это смесь фантастики холода и невероятного фотографического темперамента», – а это уже слова Ольги Свибловой, директора Московского дома фотографии, которая и стала куратором выставки. Кстати, Свиблова, увидевшая Пермь только благодаря выставке, призналась в заочной любви к городу: настолько ее поразили пермские индустриальные пейзажи Безукладникова. Именно бесшабашное десятилетие – 1984-1994 – и стало главным героем «Прозрачного времени».
Во времена, когда фотография не только не считалась искусством, но и существовала в очень усеченном виде – портретов официальных лиц, Безукладников начал снимать время: «непарадные» места города, его людей – поэтов, писателей, художников, больных в туберкулезном диспансере, где фотограф провел два месяца. Поэтому «Прозрачное время» – очень точное название.
И дело тут не только в какой-то особенной технике или художественном вкусе. В том, что он снимал, проявился феномен времени, когда реальность менялась очень быстро и до неузнаваемости. «Художники перестроились и вошли в новое время быстрее других, – говорит Ольга Свиблова. – Объектив Андрея поймал феномен того, как рождается Другой Человек. Что поразительно, с самыми знаковыми из них (тогда неизвестными) оказался рядом Андрей. В умении выбирать, что снимать, – удивительная черта Андрея».
Но, наверное, не было бы сегодня Безукладникова в галерее, если бы с его работ на нас смотрели ныне широко известные пермские лица. В 1986 фотохудожник переехал в Москву (поселился у своих друзей, студентов МАРХИ, в дворницкой) по совету режиссера Александра Митты, который считал, что в провинции отсутствуют условия для дальнейшего творческого развития и совершенствования. Дальше судьба крепко связала Андрея Безукладникова с кино: он работал над фильмами таких мастеров, как Иван Дыховичный, Павел Лунгин, Денис Евстигнеев, в том числе и над фильмом «Нанук Севера» Клода Массота… Работал до тех пор, пока в 1994-м не ушел из фотографии.
Но, впрочем, возможно, что и не навсегда: на открытии «Прозрачного времени» он признался, что готовится вновь взять в руки фотоаппарат.
Цитата
«Как определить сделанное Андреем? Он определенно причастен художественным поискам обеих русских столиц, но еще более – внутренним импульсам самого искусства. Его эстетическая суверенность вдохновлена абсолютной открытостью, сравнимой с прозрачностью нацеленного на нас объектива. Прозрачное время началось для него с предчувствия свободы в 1984-м, когда свободолюбие наказывалось тюрьмой. Он избрал себе миссию – документировать современность. Подвижническую, но скромную, если вдуматься, для художника миссию, больше похожую на упражнение в смирении, чем на жизненный проект. В конце 80-х его признала Европа. Он делал абсолютно современную по мировым критериям фотографию, из закрытой страны говорил на одном языке с выдающимися мастерами. Для легенды отечественной фотографии он был неприлично молод. За десятилетие накопились тысячи кадров. Живой классик редко получает признание на Родине, особенно в России, свидетельствует история. Хорошо, что Андрей стал таким исключением».
Александр Евангели.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.