Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
04.12.2009
Музыка цирка

Все помнят классическую кинокомедию Григория Александрова «Цирк». Правда, его сюжетные перипетии уже подзабываются, но блистательная музыка Исаака Дунаевского все так же искренне любима, как и многие десятилетия тому назад. Особенно чудесный, яркий, бодрый марш – он столь органично вписался в фильм, что все цирки с тех пор считают его своим.


Цирк невозможно представить без музыки. Вспомните, каждое цирковое представление начинается одинаково: гаснет свет, и оркестр начинает играть увертюру. В цирке половина успеха артиста – это музыкальное сопровождение, создающее особое настроение у зрителей.
На протяжении веков, сначала в виде пения, затем игры на инструментах музыка сопровождала все выступления. Пение, танец, поэзия, физические упражнения, дрессировка животных были неразрывно связаны в уличных выступлениях бродячих артистов – жонглеров, скоморохов. Где бы ни проходили выступления артистов – на аренах цирков и стадионов или на узких улочках, где все сценическое пространство составлял наскоро постеленный в кругу зрителей коврик, – всегда звучала музыка. От авлоса и кифары древних греков до шарманки, как в «Белом пуделе» А. Куприна.
Роль оркестра, причем живого оркестра, в создании циркового образа огромна. И тут дело не только в общей атмосфере, которую создает живая музыка. Просто электронная музыка – лишь фон для действия, происходящего на манеже. А музыка лучших цирковых оркестров, таких как оркестр Пермского цирка – активный участник этого действия. Потому что очень тонко реагирует на происходящее на арене. Например, все мы, сидя в зрительном зале, видели, как лошадь «танцует под музыку». А ведь это дело дирижера – схватить темп, в котором двигается животное, создать иллюзию. Тогда номер станет цирковым чудом, в котором «лошадь танцует под музыку». Оркестр должен постоянно корректировать какие-то неожиданности или неточности представления. Именно поэтому цирковой дирижер практически всегда стоит спиной к музыкантам – внимательно смотрит на манеж. Не говоря уже о том, что дирижер обязательно должен хорошо знать драматургию, композицию, порядок исполнения трюков каждого номера.
Вот потому-то подлинные мастера очень экономно относятся к использованию фонограммы, прибегая к ней только тогда, когда музыкальный образ безусловно знаком зрителю в определенном звучании, например симфонического оркестра, или же когда требуются специальные звуковые эффекты. Тогда и вся драматургия номера строится исходя из закономерностей развития музыкального образа.
Евгений Манцирин, дирижер оркестра Пермского цирка, знает, как сотворить это чудо. Все коллеги признают: дирижер Евгений Манцирин отличается тонким пониманием специфики циркового искусства, что проявляется в работе со сложными номерами, требующими точной координации музыки и действий, происходящих на манеже.
Сегодня Евгения Дмитриевича знают все, кто хоть немного связан с культурной жизнью города. Востребованный музыкант, композитор, аранжировщик, заслуженный артист России, лауреат Пермской области в сфере культуры и искусства, один из основателей пермского джазового сообщества Евгений Манцирин по праву считается уникально многогранным музыкантом, мэтром музыкальной культуры, внесшим большой личный вклад в ее развитие. Он с детства сочиняет музыку, причем во всех жанрах. Им написана музыка ко многим номерам, аттракционам, парад-прологам, цирковым и театральным спектаклям. Он много пишет для различных торжеств и концертов, как сам признается – не может писать «в стол». Он работает аранжировщиком и композитором в Пермском губернском военном оркестре (художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ полковник Евгений Тверетинов), преподает теорию и практику джаза в музыкальном колледже.
Вообще джаз для Евгения Дмитриевича, впрочем, как и Евгений Дмитриевич для джаза, – значит очень много. Не случайно сегодня он постоянный участник самых громких джазовых фестивалей края, таких как «Джаз-лихорадка».
Евгений Дмитриевич родился в Нытве, откуда сразу же после школы уехал в Пермь – поступать в музыкальное училище. Потом стал играть джаз, который и привел его в цирк. Как такое могло произойти? Это понятно людям, которые хорошо помнят те годы. Дело в том, что цирковой оркестр универсален, он просто обязан уметь играть во всех жанрах. Появление современного циркового оркестра – это следствие развития джазового искусства. Составы, которые и по сей день сохраняются в современных цирковых оркестрах, формировались не сразу, а к 1935-1945 годам (до того в составе циркового оркестра были скрипки, затем исключительно духовые инструменты). Такой оркестр оказался очень удобным не только для того, чтобы играть джаз, но и другую музыку. Идеален он и для цирка.
Поэтому когда Евгений Манцирин узнал, что в цирке организуют оркестр, который фактически является полным джазовым ансамблем, пришел сюда. Сначала просто пианистом. В цирке Евгений Дмитриевич обрел свое призвание. Манцирину приходилось дирижировать в разных цирках нашей необъятной страны, в качестве дирижера и композитора участвовать в длительных гастрольных поездках по Франции, Сингапуру и Гонконгу.
Евгений Манцирин уверен в том, что цирк – консервативное искусство в самом лучшем смысле этого слова. Переломные времена погубили множество оркестров, и лишь в городах, где есть стационарные цирки, они не только сохранились, но и остались единственными носителями джазовой и эстрадной музыкальной культуры. Вообще по своему составу цирковой оркестр мало отличается от эстрадного: саксофоны, трубы, тромбоны, бас-гитара, фортепиано, барабан. Прежде всего он отличается настроением, звучанием и... репертуаром. Раньше говорили, что цирковые оркестры играют все – от Баха до Оффенбаха. Нынче множество музыкальных стилей и жанров, что музыкантам приходится осваивать, кажется практически бесконечным. Но главное несчастье цирковых оркестров отнюдь не в этом: дефицит музыкантов коснулся цирка чуть ли не в первую очередь. Сегодня одни и те же музыканты работают и в цирке, и в оркестрах, и во всевозможных ансамблях. А цирк – это особая стилистика, и не каждый сможет быстро перестроиться.
Впрочем, грустить в цирковом оркестре некогда. Бывают и курьезы – так, однажды с манежа убежал шимпанзе. Куда убежал – никто не понял, но точно в направлении циркового оркестра Тут уж музыкантам было не до игры – все пытались понять: где животное, вдруг подойдет и схватит? Не смертельно, но весьма неприятно… А Манцирин решил пошутить, подошел к одному музыканту сзади, за спину схватил – в тот момент ему было не до смеха!
Что и говорить, уже само существование оркестра в Пермском цирке удивляет: кругом стремление все сделать побыстрее, подешевле и продать полученный «культурный продукт» подороже. А вот в Пермском цирке уверены: цирк – это большое искусство, а не «продукт». Коллектив оркестра в цирке создан в 1970 году. Возглавлял его до 1980 года дирижер Виталий Буйлин, музыкант с широким диапазоном, именно его усилиями оркестр в короткое время стал высокопрофессиональным коллективом с индивидуальным творческим почерком. В этом первом, ныне уже легендарном, составе начинали играть нынешние ветераны оркестра: Н.В. Кривошлыков, Г.К. Суков.
В разное время в оркестре работали яркие музыканты – Ю.А. Филимонов, В.Г. Венцлавович, В.В. Бородин, В.А. Сухорослов, В.Е. Савинский, А.А. Галкин. Сегодня творческое лицо оркестра наряду с ветеранами Н. Крывошлыковым, Г. Суковым, В. Мальцевым, В. Гараниным и А. Шиловым определяют молодые музыканты, профессионалы с индивидуальным творческим почерком: Е. Дёмин, С. Шеин, А. Кузнецов, Р. Леготкин, С. Нуриахметов.
Музыка и цирк неразделимы. Для Евгения Дмитриевича Манцирина, дирижера оркестра цирка, – особенно. И не только потому, что музыка – профессия, а цирк – место работы Евгения Дмитриевича. Все сорок лет, что существует Пермский цирк, Евгений Дмитриевич служит цирковому искусству. «Чем больше я наблюдаю за нашими попсовыми звездами, тем с большим уважением начинаю относиться к артистам цирка. Здесь невозможно обмануть, нельзя просто спеть под фонограмму и стать звездой. Здесь нельзя схалтурить. Здесь имеет значение только собственное мастерство: смерть-то обмануть невозможно. А артисты цирка очень часто ходят по ее краю», – говорит Евгений Манцирин.

Отзывы
Музыкантам оркестра Пермского цирка с большой благодарностью за ваш титанический труд, прекрасную музыку, которую вы, друзья, создавали на протяжении всех гастролей коллектива «Цирк на льду», тем самым украсив эту интересную новую, красочную программу.
Огромное спасибо всему оркестру, который сопровождал всю нашу программу так профессионально, так красиво. Чтобы вы всегда так работали, вне зависимости от ранга. Вы своей работой очень помогали нам. Наилучшие пожелания, всего вам доброго!

Наталья Макарова, по материалам цирка.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.