Немногие знают их в лицо. Зато благодаря им мы заочно знакомимся с множеством лиц. Они умеют видеть красоту, которую не замечают другие: красоту мгновения. Они умеют останавливать время.
Жители города в большинстве своём мало знают о фотохудожниках. Зато сами фотохудожники хорошо знают друг друга. Почти сорок лет существует фотоклуб «Пермь», объединяющий настоящих мастеров своего дела. Его члены – сегодня это около 50 человек – регулярно собираются в Пермском доме народного творчества: обменяться опытом, обсудить последние работы товарищей и просто приятно побеседовать за чашечкой чая. Время, назад! Начало этой истории было положено в 1971 году Виктором Чувызгаловым. Сейчас его называют «отцом пермской фотографии», а тогда он был всего лишь преподавателем отделения фотографии факультета общественных профессий политехнического института. Вместе со своими учениками, студентами ФОПа, Чувызгалов и основал фотоклуб «Пермь». 10 лет клуб работал на общественных началах. В эти годы было заложено основание пермской школы фотоискусства: ориентирами стали честность, поэтичность, сочетание реализма с полётом фантазии и философичность.
За большую общественную работу в 1981 году клубу присвоили звание «Народный коллектив». И всё бы хорошо, но у партийного начальства появились претензии к фотохудожникам. Так, в 1983 году «арестовали» на несколько дней персональную выставку В. Чувызгалова «Фотография, живопись, поэзия», постоянно критиковали за отход от принципов соцреализма, тенденциозное освещение жизни народа, формализм. И в основном давление шло на Чувызгалова. В 1984 году он решился на отчаянный поступок: первым в Перми выбросил партбилет, ушёл с работы и уехал в деревню. 80-е годы – время расцвета пермской фотографии. Многие авторы клуба стали участниками и лауреатами областных, всесоюзных и международных выставок, а сам клуб был одним из ведущих в стране. Круговой обмен фотоклубов СССР «Фотоорбита» (1984), Всесоюзная передвижная выставка «Фотообъектив и современность» (1985), Всероссийская выставка художественной фотографии «Уголок России – отчий дом» (1986) и многие другие выставки увидела Пермь. «Но самой памятной стала межклубная выставка, посвящённая 10-летию нашего фотоклуба, – вспоминает Владислав Бороздин, руководитель клуба с 1981 года. – Она вызвала небывалый ажиотаж. Пермяки выстраивались в огромные очереди, чтобы посмотреть работы лучших фотографов из 19 клубов страны. Выставка потрясла город в буквальном смысле этого слова. Не обошлось и без доносов по партийной линии. Ну, тогда партия была обязана на кого-то „влиять“, и влияли на нас».
Когда партия влиять перестала, появились новые возможности для творческого обмена. С 1993 года пермские фотографы тесно сотрудничают с коллегами из города-побратима Перми Оксфорда. У нас прошло несколько выставок оксфордских мастеров, а работы пермяков выставлялись в музее современного искусства Оксфорда. В 1997—1998 годах была проведена совместная акция «24 часа из жизни Перми и Оксфорда»: целый день на улицах двух городов работали десятки фотографов. Итоговая выставка была показана в обоих городах и осталась на хранение в Оксфорде.
Были налажены контакты с фотографами из США и Израиля: в Перми прошли персональные выставки Иегошуа Глотман, Джессика Браун и Ребекка Эллрой. Есть связи с чешскими коллегами. В Перми всегда было мало выставочных площадок, возможностей ыпоказывать работы мастеров. Приходилось искать собственные варианты. В 1996 году вместе с Союзом фотохудожников открыли галерею фотоискусства «Серебряный свет» и начали организовывать выставки. С трудом, но удавалось издавать каталоги выставок, альбомы, книги. Увидели свет фотопоэма «Чувства» и фотороман «Поэзия» (первый в трилогии «Грёзы») Владислава Бороздина, фотоальбом «Тайна Раифа Абляшева» (Владислав Бороздин в соавторстве с Робертом Беловым), фотоальбом Анатолия Малиновского «Декорации в театре абсурда». О дне сегодняшнем Кредо клуба сегодня – бережно относиться к молодым авторам и всячески поддерживать их. При этом фотохудожники помнят, что нужно выдерживать конкуренцию не только с современниками, но и со всеми предшественниками. Поэтому отбор в члены клуба довольно строгий.
Фотоклуб практикует несколько форм работы. Чаще всего заседания проводятся в формате свободной беседы, обмена фотографиями. В Доме архитектора проходят творческие отчёты для молодых авторов и творческие вечера – для зрелых мастеров. Проводятся встречи с пермскими художниками в их мастерских; среди последних – встречи с Львом Переваловым, Юрием Лапшиным. Кроме того, члены клуба совершают совместные «вылазки» на творческую фотосъёмку. Белая гора, Кунгурский район, Губаха и окрестности, заповедник Басеги (Гремячинский район), Красновишерский район, Чердынь, путешествие на теплоходе «Василий Каменский» до Березников, на личных автомобилях от Чердыни до Ныроба – такие маршруты уже освоены фотографами-любителями.
Совместно с отделением Союза фотохудожников России организовали фотофестиваль «ПЕРМСКОЕ БИЕННАЛЕ 2008». К участию в открытой выставке приглашались фотографы со всей страны. В Центральном выставочном зале демонстрировались отдельные работы авторов из 20 городов России, а также персональные выставки некоторых мастеров фотографии. Фестиваль стал заметным событием в культурной жизни города.
Сейчас фотоклуб погрузился в подготовку фотоконкурса «Станция Жизнь», посвящённого творчеству пермского поэта Алексея Решетова. Итоговая выставка этого конкурса откроется 21 апреля в библиотеке им. Пушкина. Творческие единицы
38 лет – срок немалый. За эти годы членами клуба побывало немало маститых фотографов, каждый из которых достоин отдельного рассказа. Вспомним имена, известные и ныне: П. Агафонов, В. Амотник, В. Бабушкин, А. Безукладников (Москва), В. Бикмаев, А. Гусев (С.-Петербург), С. Копышко, О. Перевощикова, В. Петухов (С.-Петербург), С. Постаногов, М. Селиверстов, Г. Тиунова, А. Ширинкин, А. Штопин, К. Корман (Барнаул). Много снимает Анатолий Долматов, сегодня он свободный фотохудожник, работает в сфере рекламы. Стала заниматься фотографией и его супруга Марина, дизайнер. Многим хорошо известны лирические пейзажи Анатолия Григорьева, путешественника, фотохудожника-шестидесятника. Он — обладатель знака «Почётный путешественник России». Немало молодых авторов, набирающих силу: Владимир Елагин, Дмитрий Дубровских, Елена и Роман Дадиомовы, Анатолий Малиновский, Наталия Крылова, Виктор Мельник. Снимки Татьяны Семякиной отличаются музыкальностью и лиричностью. И неслучайно: она преподаёт в музыкальной школе, пробует свои силы в драматургии. Смело экспериментирует Павел Титович.
Много лет фотохудожники мечтают о создании в городе музея фотографии. За экспонатами дело не станет: усилиями Татьяны Семякиной более 1000 работ фотохудожников из России и других стран уже собраны в архив. Такой музей мог бы успешно вписаться в облик города, претендующего на статус одной из культурных столиц страны. Осталось лишь заручиться поддержкой властей. Автор благодарит председателя народного фотоклуба «Пермь» Владислава Бороздина за любезно предоставленные материалы.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.