Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
08.12.2008
ВСЕ КРАСКИ, ЗВУКОВ

Этот испол­нительский форум (учредители – Министерства и департаменты культуры России, края, города, общественные организации), проводимый по инициативе Пермского государственного института искусства и культуры (ректор – профессор Е.А.Малянов) проходил в Перми уже в третий раз, но в более высоком статусе – международного, стал едва ли не самым заметным событием культурной жизни последней недели ноября. Событием с перспективой. Конкурс был наполнен музыкой, молодой энергией и мастерством. Он объединил города и страны, студентов и профессоров, исполнителей и слушателей. Все – во имя главной цели: сохранения и развития традиций академического звучания народных инструментов. Время – объявить итоги, услышать отзывы, окунуться в гущу музыкальных событий.


Мнения членов жюри
Почетный член жюри, лауреат международного конкурса композитор Владимир Зубицкий:
– Ваши впечатления от конкурса?
– Конкурс привлек внимание студентов и преподавателей учебных заведений разного уровня: колледжей, вузов, значит, он нужен. Международный статус – это перспектива, это выход не только в страны СНГ, но и в Европу. Надо пожелать удачи всем молодым музыкантам. Пусть не расстраиваются, если не победили, а наоборот, больше занимаются.
Для членов жюри – музыкантов-исполнителей – конкурс, фактически совмещенный с фестивалем, – большое удовольствие. Великолепно, что можно видеть растущее мастерство молодых музыкантов, общаться и играть. Радует, что в Перми есть замечательные залы, где так здорово прошли эти концерты.
– Как вам, живущему в Европе, представляются перспективы продвижения русских народных инструментов?
– В первый раз я вывез в Италию оркестр из Екатеринбурга 15 лет назад. Это был фестиваль оркестров. Здесь никто не видел ложек, балалаек. Публика была страшно удивлена и где-то даже возмущена. Потому что ждали все симфонический оркестр. Но когда «народники» заиграли увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила», итальянцы встали и весь концерт аплодировали стоя. Была такая уникальная тишина, что получилась запись на диск. И диск ушел «влет». Это был первый шаг на Западе. Сейчас наши оркестры народных инструментов имеют потрясающий успех. Мне кажется, их встречают даже более тепло, чем академические симфонические коллективы.
Что до перспектив нашего жанра в России, то многое зависит от отношения властей к музыкантам, к интеллигентам. Я в шоке от зарплаты, которую здесь получают музыканты, от инструментария. Если не поменяется отношение, не будет ничего: ни оркестров, ни конкурсов. Конец всему.

Мнения членов жюри
Народный артист России, профессор Уральской государственной консерватории Виктор Романько:
– На любом конкурсе есть ребята, которые блистают, даже если кому-то не хватает сценического опыта, но уже видна их яркая артистическая индивидуальность.
Пермский конкурс находится на достойном месте, где-то посредине между самыми сложными профессиональными 3-туровыми конкурсами и легкими конкурсами, где прослушивания идут в один тур. Ваш конкурс – это ступенька к таким соревнованиям, которые проходят под патронажем Российской академии музыки им. Гнесиных, Череповецким конкурсом, конкурсом в Клингентале (Германия).
– Хорошо ли, что в конкурсной программе в номинациях представлены разные народные инструменты (напомним: это баян, аккордеон, домра, балалайка, классическая гитара, ансамбли)?
– «Братство» народников всегда играет положительную роль, это объединяет всех участников, они болеют друг за друга. Например, студенты Уральской консерватории, отыграв конкурсную программу в номинации «баян», пришли слушать своих однокурсников-домристов. Ребята вместе учатся, вместе ходят на лекции, занятия. Незаметно для себя они начинают любить другие инструменты. Ведь чем больше специальностей знает музыкант, тем больше плюсов в его собственном профессиональном развитии. Они узнают новые звуковые краски, новые приемы игры на инструментах, которые могут использовать в своей практике.
– Как вам видится перспектива развития исполнительства на народных инструментах?
– Мне кажется, что на современном этапе нужно больше уделять внимания практическому репертуару исполнителей. Здесь на первый план выходит вопрос, как будет молодой музыкант зарабатывать на жизнь. Это раньше существовало распределение на работу, и можно было спокойно ждать выпуска. Сейчас студент – штучный товар. И важно показать это «товар» лицом, ориентировать выпускников на определенный репертуар. Если студент видит себя классическим исполнителем – это один репертуар, если он выбирает эстрадный жанр – то это совсем другая программа. В том числе и другие предметы в вузе. И репертуар из популярных пьес приходится схватывать «на лету», и преподаватели должны быть умеющие импровизировать, играть джаз. Если студент видит себя педагогом, хочет работать в образовательной системе, то и в обучении его надо ориентировать на педагогический репертуар.
Пока, к сожалению, ко всем студентам подходим с одними мерками, всех студентов учим по одинаковой программе. Будущее исполнительства – за социальным заказом. Что будет востребовано публикой – так и будет развиваться исполнительство на народных инструментах.

Концертный хронограф
24.11.08 
Большой зал филармонии
На торжественном открытии конкурса исполнительскую планку и эмоциональный тон задали мастера искусств, лауреаты международных конкурсов, гости и пермяки. Две композиции представил Алексей Зимаков из Томска, одна из самых заметных фигур современного гитарного мира. Это первый российский виртуоз, получивший Гран-при на Международном конкурсе гитарной ассоциации Америки в Майами.
Баянист Виктор Новиков, заслуженный деятель искусств Удмуртии, доцент ПГИИК, играл эффектные собственные пьесы с эстрадным уклоном: «Концертный регтайм «Дружба» и «Французский вальс-мюзетт».
Тамара Вольская (домра) и Анатолий Трофимов (баян), заслуженные артисты РФ, профессора Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, живущие в Нью-Йорке (США), выступали в дуэте. Вольская – признанный авторитет в мире плекторных инструментов, исполнитель ошеломляющей экспрессии. На Урале она воспитала множество учеников, исполнила все лучшие сочинения свердловских тогда композиторов. Трофимов – автор многих дуэтных композиций. Они играли музыку Шалаева, Россини, Трофимова.
 В составе Западно-Уральского трио баянистов – преподаватели ПГИИК Роман Козловский, Владимир Рыжов, Евгений Вяткин. Активно концертирующий коллектив в этот раз представлял сочинения Золотарева и Бернстайна.
Завершал праздничную программу уникальный баянист-виртуоз и импровизатор, народный артист России, профессор Уральской государственной консерватории Виктор Романько. Исполнив «Ave Maria» и «Liber tango» А. Пьяццоллы, он буквально на глазах публики создавал блистательную фантазию на «шлягерные» темы, предложенные из зала. К полному восторгу слушателей.

26.11.08 
Колонный зал ПГИИК
Студенческий оркестр народных инструментов ПГИИК – ровесник института, ему уже более трех десятилетий. За это время подготовлено множество концертных программ, выпущено несколько сборников партитур и компакт-диск.
Формат деятельности студенческого оркестра – это не только изучение учебного и обязательного репертуара, но и совместные выступления с ведущими профессиональными музыкантами нашего города: известными солистами-инструменталистами, артистами театра оперы и балета. В концертной программе, подготовленной художественным руководителем и дирижером оркестра, заслуженным работником культуры России доцентом Валерием Бурдиным, приняли участие Дмитрий Бобров (баритон), Оксана Аман (домра), лауреаты международных конкурсов Татьяна Ненашева (домра), Алексей Таран (балалайка), Наталья Мошкарова (фортепиано). Кстати, Алексей, тогда еще студент Уральской консерватории, свое первое лауреатское звание получил в Перми на всероссийском конкурсе в 2006 году, а сейчас он успешный преподаватель вуза.
Оркестр исполнил многоликую и насыщенную программу из произведений мировой классики и оригинальных сочинений для народных инструментов. Публике особенно запомнились пьеса пермского музыканта Михаила Кузнецова «Монолог», посвященная певцу и композитору Евгению Мартынову, и темпераментная, зажигательная самба «Карнавал», в которой автор, заслуженный артист Удмуртии, доцент ПГИИК Виктор Новиков солировал на баяне.

27.11.08 
Концертный зал Хоровой капеллы
Настоящие шедевры скрипичной музыки, яркие, виртуозные и масштабные пьесы прозвучали в исполнении молодых музыкантов – студентов Московского музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова, класс профессора В. Вороны. Уже знакомый пермякам Сергей Сухобрусов продемонстрировал мастерство профессиональной интерпретации в сверхсложной концертной Фантазии на темы оперы Гуно «Фауст» Венявского. Юная Елена Фендрикова без «сбоев» представила публике «премьерное» для себя исполнение Интродукции и Рондо-каприччиозо Сен-Санса. Александр Лукьянов, Борис Неволин и Светлана Безотосная показали настоящий «класс» скрипичного исполнительства.
Публику заинтересовало, как в формате конкурса исполнителей-народников оказался концерт скрипичной музыки. Однако Фонд «Русское исполнительское искусство», президентом которого является Валерий Ворона, поддерживает музыкантов разных жанров. На сцене Органного зала Пермской филармонии несколько лет назад выступали стипендиаты фонда – пианисты, скрипачи, баянисты, балалаечник и даже ударник. В этом году среди обладателей грантов и стипендий фонда – заместитель председателя жюри «Прикамья-2008», заслуженный артист России баянист Анатолий Трофимов (США) и лауреат первой премии в номинации «домра», студент ПГИИК Максим Расторгуев.

27.11.08 
Большой зал филармонии
Члены жюри конкурса солировали в этот вечер с Русским народным оркестром ПКФ (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств, профессор ПГИИК Виктор Салин, дирижер – доцент ПГИИК Галина Токарева). Оркестру более двадцати лет, и у него большая и яркая история.
Программа началась с выступления с оркестром народного артиста РФ, профессора и ректора Уральской консерватории Шауката Амирова (балалайка). Его исполнительский имидж – сочетание темперамента и изысканной элегантности. Концерт Будашкина сменился Фантазией Сарасате «Кармен» и собственной обработкой татарских тем.
Гитарист А. Зимаков играл итальянскую и испанскую музыку: Паганини, Родриго, Баццини. Т. Вольская и А. Трофимов солировали с оркестром в дуэте. Исполнялись сочинения и обработки Трофимова: «Во горнице, во новой» и «Два старинных русских романса».
II отделение звучало с итальянским акцентом и сюрпризами. И здесь мощно лидировал Владимир Зубицкий. Баянист, композитор и дирижер, он живет теперь в Италии. Музыкант блестящей одаренности и исключительной энергии, харизматичный, авангардный – таким его узнали пермяки. Он начал с масштабного Концерта для баяна, фортепиано и ударных «Памяти Астора Пьяццоллы» (партия фортепиано – преподаватель ПГИИК, лауреат международных конкурсов Юлия Селезнева, ударные – В. Голицын, С. Токарев, М. Киселев, Е. Колесник). Сюрпризом была виртуозная виолончельная каденция (Альберто Казадеи, Италия). Обаятельный 20-летний виолончелист, лауреат международных конкурсов живет, как и В. Зубицкий, в городе Пезаро, на родине Дж. Россини, активно концертирует.
Второй композиции Зубицкого «Чао, мучачо» для виолончели, фортепиано и ударных (партия фортепиано – Виктория Ярыш) предшествовала веселая сценка-розыгрыш. Переодевшись в почти домашнюю одежду, итальянцы, шумно общаясь, прошли к сцене через весь зал. Здесь в роли маэстро с настойчивым остинато дирижировал В. Голицын (ударные). И ушел от пульта только в обмен на бутылку водки. Теперь своей «музыкой любви» управлял автор. Все было весело, ярко и высокопрофессионально.

28.11.08 
Органный концертный зал
 В концерте в Органном зале центром внимания стали москвичи: Молодежный камерный оркестр (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России В. Ворона, дирижер – Михаил Искров) и солисты. В составе оркестра, созданного 5 лет назад, – студенты московских вузов, стипендиаты Фонда «Русское исполнительское искусство». Они покорили зал сочным звуком огромной амплитуды и мастерством, исполнив четыре концерта Вивальди из цикла «Времена года» (солисты Светлана Безотосная и Сергей Сухобрусов). Открыл программу камерной сонатой Бетховена ансамбль в составе Альберто Казадеи (Италия) и лауреата международных конкурсов преподавателя ПГИИК Елены Власовой.
 В начале второго отделения звучала масштабная композиция Россини «Слеза» для виолончели с оркестром. Пермской премьерой стала любопытная композиция А. Раскатова (живет во Франции, весьма востребован на Западе) под названием «Пять минут из жизни Моцарта». Музыка и длится пять минут, представляя собой звуковую стилизацию эпохи венского классика. Солировал ректор государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова профессор Валерий Ворона.
«Экспресс-танго» Владимира Зубицкого, где на баяне солировал автор, объединило Молодежный оркестр, итальянца Альберто Казадеи (виолончель), москвича Сергея Сухобрусова (скрипка) и преподавателя ПГИИК Юлию Селезневу (фортепиано).
Завершился концерт еще одним танго, где с оркестром солировали два мастера, учитель и ученик, Валерий Ворона и Сергей Сухобрусов.

29.11.08 
Большой
зал филармонии
После торжественной церемонии закрытия с вручением наград на сцену выходили только победители, представляющие разные города Урала и Санкт-Петербург. Играли соло и в ансамблях, реально демонстрируя исполнительский уровень, возможности и перспективы молодых музыкантов. Здесь же был обозначен и год следующего, II Международного конкурса: 2010-й.
И в этом – новые горизонты развития отечественного исполнительства на народных инструментах.
Почти 100 лет назад Василий Андреев, создатель Великорусского оркестра, пророчески произнес: «Отныне русские народные инструменты будут рокотать вечную славу создавшему их народу!»

Мнения участников
конкурса:
Анна Шаронова (домра), Артем Кириллов (балалайка), Юля Иваницкая (домра), Екатеринбург:
– Мне очень нравится насыщенная программа – много концертов, мастер-классов, – говорит Артем, для которого это первый конкурс. – Отличный уровень организации мероприятий конкурса, оперативная информация, которая сразу становится доступна всем гостям и участникам. Созданы все условия для конкурсантов (аудитории для репетиций, хорошее общежитие, столовая). Все это придает силы перед конкурсными выступлениями. Очень понравилась торжественная процедура награждения победителей.
– На конкурсе солидное жюри, и это говорит о высоком уровне состязания. Ведь конкурсы выбирают прежде всего по тем музыкантам, которые входят в состав жюри. Ну и, конечно, мы надеемся на призовой фонд. Если не стремиться завоевать первые премии, тогда зачем вообще участвовать в конкурсах? – говорит Юля.
– Я уже в третий раз в Перми, – подхватывает Аня, – и мне очень понравился ваш город. Мы много слышали о пермском театре, о пермском балете и планируем обязательно сходить на спектакль. Но – после конкурсных прослушиваний.

Мнения участников конкурса:
Наталья Чурина (домра), Санкт-Петербург:
– Это уже третий профессиональный конкурс, в котором я участвую. Первое впечатление – очень далеко от столиц, от традиционных площадок проведения международных конкурсов и фестивалей. Еще одно впечатление – здесь есть своя специфика в конкурсной борьбе: почти не представлена трехструнная домра, нет солистов на альтовых домрах, на басовых домрах. Уровень конкурсантов, конечно, разный. Очень насыщенная программа конкурсной недели. Я с удовольствием пойду на мастер-класс к председателю жюри Шаукату Амирову. Никогда не слышала этого музыканта. Удивительно: он «играющий ректор». Если консерваторию возглавляет народник, то это здорово.

Мнения участников конкурса:
Константин Окуджава (гитара), Тольятти:
– Для меня это уже 10-й международный конкурс после Сербии, Израиля, Австрии, городов России. Организация конкурсов бывает разная: например, в Сербии был настоящий фестиваль, праздник для всего города, повсюду афиши, реклама, праздничное настроение. А в Израиле была очень камерная, коллегиальная обстановка. В Перми меня привлекает организация и персональное внимание к каждому участнику, насыщенная программа конкурсной недели. Редкость, когда в рамках профессионального конкурса проводятся еще и концерты.
Я уже бывал в Перми с концертными программами (в абонементе краевой филармонии) и хочу отметить подготовленную, воспитанную пермскую публику, которая может по достоинству оценить выступление артиста. Конкурс – это прежде всего опыт, опыт выступления перед мастерами, перед серьезной публикой. Это профессиональный рост.

Галина Баталина, Екатерина Баталина-Корнева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.