Продолжая миссию приобщения жителей городов Прикамья к высокой культуре, артисты Пермской краевой филармонии после организации концертов органной музыки в Кудымкаре, Кунгуре и Березниках отправились в Чусовой и Лысьву. Неподражаемым тембром и сочным звучанием очаровал слушателей позитив – мини-орган , звуки которого переплетались с прекрасным вокалом, превосходным чтением стихов и виртуозной игрой на фортепиано, передавая неповторимый дух музыки эпохи барокко. Концерт «Орган+» прошел 16 марта при полных залах в обоих городах, вызвав восхищение публики.
Многие артисты Пермской филармонии работали в составе лекториев или давали сольные концерты в школах и детских садах. Но выехать в область с большим концертом было практически невозможно, поскольку финансовые затраты на поездку были достаточно велики, а поручиться за востребованность классической музыки местным населением никто не мог.
Наконец ситуация изменилась. Обрели новую жизнь градообразующие предприятия, а города получили возможность развиваться и расцветать – они оказались вновь вовлеченными в многочисленные культурные фестивали и конкурсы. Жажда настоящего высокого искусства подтолкнула их жителей обратиться в филармонию с просьбой приехать с концертами, чтобы они получили возможность насладиться звуками живой классической музыки.
«Наши люди соскучились по такой музыке: классика звучала в нашем городе на такую большую аудиторию очень давно. Проводятся концерты в музыкальных школах, но они не выходят на большую сцену, да и таких мастеров исполнения, как солисты Пермской краевой филармонии, у нас, конечно, нет, – поделился своими мыслями Дмитрий Аликин, директор ДК Лысьвенского металлургического завода. – Безусловно, это был риск – организовать такой высококультурный концерт, но мы рискнули – и получилось! Все билеты были задолго до него раскуплены, и мы пускали людей на приставные стульчики. С удовольствием продолжим сотрудничество с Пермской филармонией. Хотим послушать джаз и другую классическую музыку».
Маленький орган с большими возможностями
В один день артисты Пермской краевой филармонии дали два концерта: сначала в Чусовом, потом в Лысьве. Многие зрители впервые увидели и услышали орган «вживую». Понятно, что большой орган, находящийся в Органном зале филармонии, вывезти на гастроли невозможно – это стационарный инструмент. Но у него есть «младший брат» – позитив, инструмент той же фирмы «Глаттер-Гётц», подаренный филармонии при установке большого.
Позитив (от франц. глагола poser – ставить) – это появившийся еще в XV веке «кабинетный» орган, который можно перевозить из помещения в помещение. Чаще он используется как репетиционный или аккомпанирующий инструмент в камерных концертах хору, певцам или отдельным инструментам. Как правило, позитив имеет одну клавиатуру (мануал), несколько регистров (от одного до семи) и не имеет ножной клавиатуры. У пермского инструмента 250 труб, 5 регистров и 2 мануала. (Для сравнения: большой орган Пермской филармонии имеет около 3000 труб и 40 регистров.) Это современный концертный музыкальный инструмент с множеством ярких звуковых красок, не только обладающих индивидуальным характером, но и образующих единый стройный ансамбль голосов.
«Впервые услышав живой орган, наши люди просто удивились – они не могли предположить, насколько красива органная музыка, – говорит Александр Павлов, заместитель директора КДЦ г. Чусового. – Давно не было такого, чтобы люди аплодировали стоя, кричали «Браво!»
Плюсы органа
Название концертной программы «Орган+» не случайно. Ее концепция заключается в том, чтобы продемонстрировать публике все грани этого инструмента. Орган звучит соло, затем – в сочетании с вокалом, поэтическим словом и даже фортепиано. Ведущая концерта Нина Соловей знакомила публику с историей возникновения органа, его возможностями и сочетании с другими инструментами и видами искусства. Сначала публика наслаждалась сольным звучанием органа – единственная органистка в Пермском крае, лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства Евгения Камянская исполняла музыку И.-С. Баха. Под аккомпанемент органа звучали арии П. Масканьи, В.-А. Моцарта и И.-С. Баха в исполнении обладательницы великолепного сопрано, дипломанта Всероссийского конкурса им. В. Барсовой, лауреата конкурсов «Пермский меломан» в 2006 и в 2008 гг. Анны Булдаковой. Затем внимание зрителей привлекала мастер художественного слова Нина Соловей, читавшая отрывки из поэмы «Реквием» А. Ахматовой и проникновенные стихи Б. Ахмадулиной под органную музыку Т. Альбинони и С. Барбера.
О «десерте» Пермская филармония не забыла: напоследок – дуэт органа и фортепиано. Когда-то этот вид исполнительского искусства был очень популярен, но из-за высоких требований к мастерству музыкантов, а также из-за различной и со временем усложняющейся механики органа возможности побывать на таком концерте сегодня почти нет. Такой уникальный шанс – насладиться совместным звучанием клавишно-духового (органа) и клавишно-струнного (фортепиано) инструментов – предоставили публике Евгения Камянская и Людмила Дробышева-Разумовская – лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство» (г. Москва), профессор ПГИИК, виртуозно исполнив шедевры старинной музыки – В.-А. Моцарта, Г.-Ф. Генделя, А. Солера и И.-С. Баха.
Позитивные эмоции
«Новости культуры» с нетерпением ждали возвращения с гастролей, чтобы узнать подробности концертов у артистов.
Евгения Камянская: – У меня остались очень яркие впечатления от этих двух концертов. Публика оказалась достаточно взыскательной, особенно в Лысьве. Поэтому я выполняла свою работу, осознавая ответственность миссии – донести до людей прелесть старинной органной музыки. Очень сложно было подобрать программу, ведь мини-орган отличается от большого органа. Это все-таки инструмент с ограниченными возможностями, его звуковая палитра немного беднее. И мы играли еще и музыку барокко, которую не так-то просто воспринять. Интересно, что мне, в отличие от концертов в Органном зале, пришлось сидеть лицом к публике – появилась возможность взглянуть на лица зрителей, хотя игра в таком положении требует большего напряжения.
Людмила Дробышева-Разумовская: – Очень хорошая организация концертов – полные залы, аншлаг в Лысьве, – это очень порадовало. Публика была довольно разная: и дети, и родители, и музыканты, и совершенно не подготовленные слушатели. Достаточно сложная программа была воспринята на удивление внимательно, людям понравилось – об этом говорили бурные аплодисменты и цветы. Они приходили за кулисы, не только благодарили, но даже задавали профессиональные вопросы. Конечно, большинство искушенных слушателей – а это в основном учителя музыкальных школ – интересовались моей профессиональной подготовкой, потому что исполнение музыки барокко, особенно в дуэте с органом, требует определенных навыков. Наш дуэт с Евгенией Камянской существует с 2006 года. Но к этим концертам мы с особой тщательностью подбирали репертуар, чтобы в диалоге таких похожих по виду, но совсем разных по звучанию инструментов слушатель смог различить голос каждого и прочувствовать дух эпохи.
Нина Соловей: – Я, честно говоря, немного, но сомневалась, что люди смогут оторваться от просмотра воскресных ТВ-шоу. Люди пришли на концерт как на праздник – в вечерних платьях, в костюмах, с красивыми букетами цветов… Они еще не слышали программу, знали о ней лишь из афиш, а уже «авансом» несли нам цветы. По лицам было видно, что они соскучились по таким концертам и настоящей живой музыке. Старинная музыка очень красива, но немного сложна для восприятия, и неподготовленный слушатель ее просто может не понять, а кому-то она попросту может показаться скучной или нудной. Но только не в Лысьве или в Чусовом.
Люди не просто слушали «открыв рот», они своим вниманием и, кстати, реакцией продемонстрировали образованность и вкус. И после исполнения каждого произведения раздавались бурные аплодисменты. Артистам приходилось выходить на авансцену и кланяться по два-три раза. Мы боялись, чтобы программа не была перенасыщена, а многие после концерта подходили и говорили: «Мало!» Это тем более удивительно, что организаторы мероприятия заранее извинялись за своих земляков: если что – у нас народ рабочий, вдруг не поймут. Они, дескать, привыкли к шоу-программам и концертам юмористов из «Аншлага». Но, к счастью, настоящее, истинное искусство способно проникнуть в сердце каждого. Мне же было непросто читать отрывки из «Реквиема», потому что в районе этих двух уральских городов был ГУЛАГ. И что такое репрессии тридцатых, здесь знают не понаслышке. Хочу отметить, что после этих успешных гастролей буквально на следующий день в филармонии стали раздаваться звонки с просьбами приехать снова и снова. Это, конечно, – самое дорогое признание.
Мы теперь планируем выезжать в область и с концертами джазовой музыки, с программами пианистов и вокалистов, а также в скором времени представим в Лысьве музыкально-поэтическую программу «Россия. Век двадцатый». И конечно, ждем приглашений не только из Лысьвы или Чусового, но и из других городов Пермского края. Для артистов такие концерты – праздник!
Наталья Буркова
фото Александра Парамонова
(фотоклуб г. Лысьвы)
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.