Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
07.02.2008
Искусство провокации и провокация в искусстве

Практически с рождением культуры как таковой была придумана особая форма искусства, связанная не с объектом, а с использованием чувств людей. Имя ей – провокация.


– Я хочу эпатировать… тем более что Пермь эпатировать ничего не стоит!
Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического театра драмы (ныне – пермский академический Театр-Театр), 2005 год.

Сохраняя широкую улыбку на лице, изо всех сил дать сидящей с открытым ртом публике под дых – очень часто именно к этому сводится искусство провокации. А вот откроется ли от этого пинка второе дыхание, или удар заставит корчиться от боли? Результат, как показывает практика, сугубо индивидуальный. Всегда ли провокация в искусстве – это провокация преступления, или есть в сознании людей барьеры, которые все же стоит разрушить, схлестнув художественные амбиции, вызвав если не осмысление, то хотя бы дискуссию, – то есть провокация становится двигателем самой жизни. Или все-таки любая провокация – это прием ниже пояса?..
 В последнее время многие арт-критики тревожатся: если провокационность видится чем-то уже само собой разумеющимся, то под вывеской любого новшества в искусстве все чаще и чаще кроется самая обыкновенная спекуляция, бравирующая смелостью и говорящая на заборно-площадном языке.
Есть, конечно, в этом щекотливом вопросе и другая сторона: если для одних премьера «Кода да Винчи», гей-парад на улицах Москвы или концерт певицы Мадонны – самая что ни на есть провокация, то для других это явления, элементарно не заслуживающие траты времени и внимания. Как для нашего сегодняшнего собеседника Валентина Ярюхина (разговор с ним – на следующей полосе): все разговоры о допустимости мата в спектаклях академического театра он считает такими же бессмысленными, как разговоры в правительстве о том, стоит или нет отмечать 7 ноября. В его предыдущем (поставленном на пермской сцене) спектакле-провокации для снобов, ожидавших чего-то утонченно-эстетического, действие разворачивается в доме рядом со старым кладбищем, где люди, чтоб было на что есть, пить и колоться, воруют с кладбища памятники и сдают их в металлолом. Такова уж особенность человеческой натуры: там, где в жизни от всего грязного и некрасивого по возможности стараешься уйти, то в театр или на экране это становиться наиболее желанным зрелищем. Хотя у иных спектакль вызывает чувство неловкости лишь впервые минуты, за которыми появляется возможность рассмотреть истинные причины одиночества, неловкости и неуверенности таких неприятных героев.
Или Георгий Исаакян, которому уже давно и прочно приклеили ярлык «неутомимого
театрального провокатора», также высказывается неожиданно: «Скандал, эпатаж в какой-то момент стал самым популярным методом привлечения зрителя. Скандал – неотъемлемая часть шоу-бизнеса. И любому разумному человеку понятно, что если депутаты Госдумы пытаются запретить какие-то спектакли в Большом, то это – прекрасно срежиссированное действо, направленное на создание ажиотажа. Да, после таких PR-акций люди толпятся у касс, переплачивают деньги, лишь бы попасть на спектакль. Другое дело – что получит публика в результате? Если на сцене обещают скотоложство, а на деле зритель видит авангардный спектакль, где скандалом даже и не пахнет, то это обман, а зритель обмана не прощает. Что же касается методов работы, то здесь я несколько старомоден, и „искусство без морали“ не приемлю. В нашей истории есть великий и трагический пример того, к чему такой подход приводит, – жизнь и смерть Мейерхольда. Когда в двадцатых годах он, бегая с наганом по сцене, призывал „сбросить классиков с корабля современности“ и даже „классиков – к стенке!“, то, как великий человек, он обязан был понимать, что такие вещи должны закончиться стенкой для него самого. В жизни всегда срабатывает закон обратной связи, и если мы сегодня нарушаем некие этические нормы, то стоит ли удивляться, если назавтра зритель сделает то же самое по отношению к нам?»

Иван Абрамович Морозов (1871–1921), Сергей Иванович Щукин (1854–1936), и Сергей Михайлович Третьяков (1834–1892) частенько приобретали работы мастеров, которых не признавали современники и не принимала всерьёз критика. По их стопам пошел начавший с политической рекламы (компания, приведшая к власти Маргарет Тэтчер) Чарльз Саатчи, которого называют величайшим коллекционером Великобритании, самым успешным арт-дилером нашего времени и королём рекламы. Апофеозом брит-арта стала выставка «Сенсация», организованная Саатчи в 1997 году в залах Королевской академии художеств. Замаринованные в формальдегиде распиленные свиньи, коровы и акулы Демиана Хёрста (Damien Hirst), постель Трейси Эмин (Tracey Emin) с грязным бельём и пустыми бутылками и обнажённый силиконовый труп «Мёртвого папы» Рона Мьюика (Ron Mueck) мало кого из посетителей оставили равнодушным и вызвали бурные споры об этике в искусстве. Но сенсация действительно произошла: художники, которых «открыл» Саатчи, теперь – титулованные деятели современного искусства.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.